На головну сторінку

Щедрий Вечір. Пісенник. 1989.



Щедрий Вечір. Українські народні пісні. Пісенник. Київ "Муз.Україна" 1989. 191с.


Староукраїнські Колядки і Щедрівки: Святе Різдво (Свято Різдва Світа: Свят-ВечірКоляда) ― Святий Збір (Трійця) ― Щедрий Вечір (Свято Місяця й Прадіда: Новий РікСвяті Водорщі) ― Весілля: Дівич-Вечір ... Великдень ... Зелені Свята (Трійця) ― Царинні Містерії ... Івана Купала ... Астральні Жнива ... Рокове Коло.


Дають отсі Святочні пісні найправдивіший і найповніший образ Староукраїнської реліґійної ідеології та висвітлюють дійсний зміст Свят Коляди й Щедрого Вечера. Що більше — вони приявляють і найбільше первісну Українську культуру й реліґію і, судячи по ріжним ознакам, корінну (автохтонну) Українську; коли тимчасом Різдвяні обряди й містерії мають багато напливових частин з чужих культур, а в великій мірі з обрядів християнської Церкви, основаних на передхристиянських культурних традиціях.



Поезія Астральних з’яв і реліґійні настрої.

Призначення Астральної реліґії.

Астральна символіка Бога і Прадіда.

Перехід Символіки в Мітологію.

Первісна, природна, найбагатша мітологія.

Символіка Астральних Трійць.

Розвиток Астральної символіки.

Мітологічні Астральні Трійці.

Двоїстість Української культури й реліґії.


Походження Людини.

Загадка Колядкової космогонії.

Пошук розгадки: Українська Місячна мітологія.

Порівняння: народи Сходу й Полудня.

Рожа, Птах, Сила Божа і Син Божий.

Інший світогляд про походження Людей.

Австронезькі ідеї: Місячний Прачоловік.

Порівняння Мітів Колядкових і з о. Ніяс.



А в Ліску в Ліску на Жовтім Піску (2)

А в Нашого Дядька у Дворі Береза

Високо сиджу Далеко виджу

В Мого Батенька Красна Дівонька

Все попід Луги все Калинові

В Чистому Полі Сам Плужок ходить

Гой ти Наш Пане Пане Іване

Дівка Ганночка по Городу ходила

Добрий Вечір тобі Господарю

Добрий Вечір Щедрий Вечір

Жала Ганнуся Шовкову Траву

Жала Лесюня Шовкову Траву

Зажурили сі Буйнії Гори

Здибав сі Місяць й а з Дрібним Дощом

Ізза Гаю Зеленого

Ішли Молодці рано з Церковці

Йа в Неділеньку тай Пораненьку

Красная Панна Сад садила

Ой в Ліску в Ліску на Жовтім Піску

Ой в Лужку в Лужку на Жовтім Піску

Ой в Львові Львові тай на Торгові

Ой в Саду Саду Пава ходила

Ой в Саду Саду по Винограду

Ой в Чистім Полі на Оболоні

Ой Гордий Пишний Ґречний Молодче

Ой Гордий Пишний Ґречний Молодче (2)

Ой гула гула Крутая Гора

Ой під Вербою під Зеленою

Ой позволь Пан Хазяїн нам Колядочку сказать

Ой попід Гору Дві Зозуленьки Ячмінь жнуть

Ой рано рано Кури запіли

Ой рано рано Кури запіли *

Ой рано рано Куроньки піли

Ой по Городу все Маки цвітуть

Ой Рясна Красна в Лузі Калина

Ой Соколе Соколоньку

Ой Там за Лісом за Дубиною - Плужок оре

Ой Там над Річкою Кладочка лежала

Ой у Полі при Дорозі Щедрий Вечір

Ой учора а звечора пасла Маланка бай Качура

Ой ходила Красна Панна по Саду

Ой чи є чи нема Пан Господар Дома

Павочка xодить Пір’ячко губить

Пасла Дівчина Чотири Воли

Пішла Марися в Дунай по Воду

Пішло Трьох Браття в Поле орати

Плила Дівчина Мором Дунайом

По Горі Горі Пави ходили

Прилетіла Ластівочка

Там на Річеньці на Бистрій Водиці

Тече Річка Невеличка Щедрий Вечір

У Подвєреньку красно метено

Ци Дома Дома Білий Молодче

Ци Дома Дома Пан Ґосподарю

Ци рано рано Куроньки піли

Чий же то Плужок найранче вийшов

Щедрий Вечір Добрий Вечір

Щедрик Щедрик Щедрівочка (2)




Колядки і Щедрівки. Пісенник. 1991:-)


Світ сяє! Співаймо Колядки та Щедрівки на Щастя-Здоров’я!


Рокове Коло. Стежки до листків про Українські традиції.

Колядки та Щедрівки як релігійні роздуми про Бога і людей.



"Отрадный результат нашего движения к коммунистическому обществу".


"Давно стала красотой мертвой"? ...На самом деле богатое с виду буржуазное наследие в области украинской фольклористики страдает пороками, заставляющими нас пользоваться этим наследием с крайней осторожностью.

В собирании и изучении фольклора отобразились все этапы и типы украинского национализма, вплоть до новейшей фашистской его стадии. "Памятники украинской народной словесности" с точки зрения дворянской и буржуазной фольклористики должны служить подтверждением идеи бесклассового единства "украинской нации", показывать либо отсутствие, либо малозначимость моментов классовой борьбы на Украине, иллюстрировать пресловутую идею "безбуржуазности" украинского народа. Отсюда — нарочитость и тенденциозность подбора и выдвижения тех или иных памятников фольклора, доходившая порой до прямой фальсификации; отсюда — особо подчеркнутое внимание к фольклору докапиталистической поры, его романтизация, скрывавшая под собой идеализацию гибнувшей феодальной культуры (у дворянских фольклористов нач. XIX в.).

Поскольку же деревенская "патриархальность" отвечала интересам буржуазии, последняя также уделяла преимущественное внимание "старинному" фольклору, отводя ему первое место в сборниках, распространяясь во многих исследованиях о его "красотах". В частности особым вниманием буржуазных собирателей пользовалась обрядовая поэзия.

Между тем еще до XVIII в. жанры украинской обрядовой поэзии завершили свое развитие, закостенели и бытовали в украинском селянском обиходе лишь потому, что в условиях феодально-крепостного, а затем и капиталистического строя подлинно культурный прогресс деревни был невозможен. "Красота" обрядовой поэзии давно стала красотой мертвой. А буржуазная фольклористика продолжала смаковать ее, с презрением отвергая новейшие образцы народного творчества. Буржуазной фольклористике вообще особенно любы были те продукты устного творчества, на к-рых заметно легла печать влияния господствовавших эксплоататорских классов. Какую-нибудь чудовищную легенду, внедренную в народный обиход церковниками, она готова была выдавать за "перл" народного творчества. Не учитывалось, разумеется, и то, что с течением времени классовое расслоение деревни также нашло себе выражение в селянском фольклоре. Но этот факт противоречил представлению о "национальном единении", а потому старательно затушевывался буржуазной фольклористикой.

Все эти обстоятельства требуют сугубо критического подхода к буржуазному наследию в области фольклористики. Прибавим к этому, что никакого обобщающего труда об украинском фольклоре ни дворянская, ни буржуазная украинская фольклористика нам не оставила.


"Борьба кончилась полной победой". После Великой Октябрьской социалистической революции советская фольклористика на Украине должна была выдержать относительно долгую борьбу с пережитками буржуазной науки. Лишь в недавнее сравнительно время эта борьба с националистической контрреволюционной фальсификацией украинского фольклора и науки о нем кончилась полной победой, и можно сказать, что в настоящее время мы вступаем в период расцвета как украинского советского народного творчества в области художественного слова, так и науки о нем.


.........



Статтю додано:  06.06.2008
Відредаґовано:
Переглядів: 3902
  Коментарі     ПРАВИЛА!     ДЕ СКАЧАТИ mp3 ?!
[cховати]


  Адреса цієї сторінки: https://www.pisni.org.ua/articles/196.html

 ВХІД
Е-мейл: 
Пароль: 
  Забули пароль?
  
  ПІДПИШІТЬСЯ! ГРУПИ У СОЦМЕРЕЖАХ
FB